Публикации в печати - СИБИРСКИЙ ПРОСПЕКТ - №1, 27 декабря 2000г. - 2 января 2001 г. "В поисках потерянного рая"

Как люди, лишившиеся четких ориентиров, потерявших веру в себя и общество, пытаются укрыться в сомнительную сень старых советских песен и кинофильмов, я ищу островки собственной юности.

   Я равнодушно прохожу по новопостроенным проспектам. Меня совершенно не трогает долларовая архитектура новых элитных жилмассивов, которая хоть и соперничает с вовсе уж безнравственной панельностью хрущевских многоэтажек, но, в свою очередь, в подметки не годится еще сохранившимся старым стильным особнякам.
   Под номерами сорок один – сорок три на улице Ленина, в районе Ленинградской площади, числятся три абсолютно разных по фасадам здания. Пристроены они один к одному без какого бы то ни было зазора, сливаясь в единый комплекс. Очевидно, что строились последовательно, одно за другим в разное время. Между тем, по законам архитектуры, если к уже существующему зданию пристраивается другое, то архитектор должен соблюсти в пристрое все основные закономерности фасадной пластики существующего здания: размеры и шаг оконных проемов, фризов, карнизов и прочих элементов – поддержать, одним словом, архитектурный ритм. Здесь же, как нарочно, не только никакой поддержки, но наоборот: полное противоречие. Говорят, что за эти здания в свое время кому-то здорово влетело на архитектурных разборках.
   Здесь же, рядом, под номером тридцать девять, красивый двухэтажный особняк красного кирпича, изрядно потемневшего, впрочем, от времени. Построен он в 1910-е годы и был раньше жилым домом. Но интересен он не тем, что сейчас здесь Дом архитектора и даже не тем, что в поднайме у архитекторов некая компания недвижимости под названием «Удача», о чем свидетельствует аляповатая вывеска на балконе. Знаменит особняк тем, что имеет единственное в городе круглое окно. Это, если взглянуть на фасад со стороны улицы Ленина. А вот с другой стороны над самым входом имеется окно в виде замочной скважины.
   Маленькая уютная улочка, разделяющая Дом архитектора и вышеописанных трехэтажный курьез, называется именем Чокана Валиханова. Когда-то было решено сделать ее пешеходной зоной на манер московского Арбата. Проект разрабатывал один из самых известных омских архитекторов Юрий Зайченко, автор бульвара Победы, комплекса левобережного рынка и многих других объектов. Несколько лет назад талантливого и еще молодого архитектора не стало. Неосуществленными остались его последние работы: проект реконструкции магазина «Детский мир», комплекс регионального Дизайн-центра. Но вот эту улочку тогда все же успели сделать. Я прошел по ней недавно от улицы Маркса до улицы Ленина и понял: она умерла вместе с автором. Голые металлические штыри осветительной арматуры без единого плафона сиротливо торчали из земли. Выбитая плитка, разорванные детали полированной гранитной облицовки подпорных стенок...
   Но двинемся дальше, вновь по улице Ленина, в сторону одноименной площади. Теперь уже по левую сторону дороги увидим образец архитектуры классицизма – здание кадетского корпуса. Еще недавно здесь располагалось старейшее в стране общевойсковое училище, давшее плеяду блестящих генералов, в том числе и легендарного Дмитрия Карбышева.
   Если встать лицом к зданию корпуса, то с левой стороны мы увидим современный пристрой. В нем размещался училищный бассейн. Этот пристрой – образец соподчинения нового  и старого, пример того, как надо работать в архитектуре.
Далее наш путь лежит через Юбилейный мост и налево, вверх по улице Партизанской. Невозможно равнодушно пройти мимо изящного когда-то сквера, что напротив бывшего кинотеатра «Художественный». Воистину, такого запущенного угла в городе, пожалуй, не найти. Кучи грязи и мусора, разбитая и отвалившаяся облицовка. На все это с укоризной взирает венгерский революционер. Памятник запечатлел его в последние секунды между жизнью и смертью. А вот сам сквер уже давно мертв, как мертва память об авторе скульптурного ансамбля – замечательном скульпторе Бугаенко. Благополучно поблескивает над этим полем запустения купольный крест часовни. Я понимаю, что поменялась идеология, но уважение к минувшему , - говорил поэт, - черта, отличающая образованность от дикости.
   Тем временем мы в двух шагах от места, которое до боли напоминает нам столичные уголки. Это подъем улицы Партизанской с расположенными по правому ее краю старинными зданиями бывшего Коммерческого училища, ныне аграрного колледжа и финансово-экономического колледжа (ей-богу, не понимаю, зачем надо было отказываться от привычного уже слова «техникум»?). Если же нырнуть в прохладную тень коротенькой, метров на сто, улочки Карла Либкнехта, соединившей Партизанскую и Ленина, то можно открыть интереснейший фасад здания товарищества «Треугольник» (сейчас здесь роддом), построенного в 1914 году в стиле «эклектика», вплотную примыкает к огромному корпусу нынешнего педуниверситета с безусловными признаками классицизма. Как рассказывают, оба здания строили мэтры от архитектуры, каждый имел «свою» школу, которую считал самой передовой. И вот из творческого соперничества, из желания одного «насолить» другому родился этот разностильный «тандем». Говорят, что сей факт также послужил темой для нелицеприятного разговора в высоких архитектурных кругах. Но давно уже нет обоих соперников, а мы до сих пор душой отдыхаем вот в таких интересных, живых уголках Омска от безликой ящичной архитектуры 60-80-х годов.
   Продолжая подниматься вверх по улице, подходим к зданию, которое является первым каменным домом Омска. Им является нынешний облвоенкомат. Характерно, что  с момента своего появления в 1784 году и поныне это здание не утратило своего военного назначения, ведь раньше это была Гауптвахта. До тридцатых годов нашего века Гауптвахту венчала башня с часами. Архитектурный стиль определялся как «барокко».
   Напротив облвоенкомата, в выставочном сквере, можно заметить еще один архитектурный «раритет» - лютеранская кирха 1792 года постройки. Это одноэтажное компактное здание, очень неплохо сохранившееся. Сейчас здесь музей милиции. Кстати, с этим музеем связано у меня одно интересное воспоминание.
   Надо сказать, что автор музейной экспозиции – известный сценограф, художник и дизайнер Карло Гагишвили. Наш замечательный современник, прекрасно знающий механику, оптику, изучавший голографию и т.д. Когда нас, студентов, в конце семидесятых годов привели на экскурсию в музей, то мы, в первую очередь, были поражены двумя вещами, граничащими с фокусом. Во-первых, зная, что кирха одноэтажная, мы вдруг обнаруживаем внутри экспозицию первого этажа и экспозицию второго этажа. Во-вторых, при осмотре экспозиции экскурсовод попросил остановиться нас у начала выставочной витрины и проследить за тем, как он отойдет. Пройдя вдоль витрины от нас метров на пять – семь, он вдруг уменьшился в размерах до карлика. Впечатление это было настолько сильным, что мы оторопели, не веря своим глазам. Позднее выяснилось, что это, разумеется, была оптическая иллюзия, для достижения которой автор применил в интерьере так называемую обратную перспективу.
   Много интересного можно было бы еще рассказать, находясь здесь, в самом сердце бывшей омской крепости. Однако поспешим на последнее свидание – к зданию бывших Кузнецких каменноугольных копий. Памятник архитектуры 1910 года расположился неподалеку от кинотеатра имени Маяковского, по улице Орджоникидзе. Именно это здание является символом стиля «модерн» в Омске. Стоя возле него, неудержимо хочется погладить ладонями теплые шершавые стены, прикоснуться к памяти предков, живших, творивших, страдавших в те далекие годы. Сложноизящные переплеты окон первого этажа и балконных дверей второго. Под навесным угловым эркером – прекрасно сохранившееся плиточное панно с панорамой речных просторов.
   Можно бесконечно долго стоять перед таким зданием и с грустью думать о том, что мы оба – и я, и оно – помним Омск нашего детства, молодости. Когда, казалось, все еще впереди, перспективы ясны и прекрасны, а жизнь бесконечна...


Башкатов С. Г.
декабрь 2000 г.

Перепечатка материала возможно только с согласия автора, без изменений, и с активной ссылкой (указанием) на сайт первоисточника.