Публикации в печати - РАБОТА для ВАС - №34 (624), 18 мая 2009г. - "Дизайнер-модельер: умеющий видеть"

     Дизайнер интерьера - одна из самых интересных профессий. Кто диктует нам моду, тенденции, направления? Конечно же, модельеры. Они, в некотором смысле, законодатели моды. В их задачу входит не только дизайн коллекций, но и разработка того, чего еще не существует, а в следующем сезоне завоюет мир. Разобраться в мифах профессии нам помогли руководители "Авторской Лаборатории Дизайна" Сергей и Наталья Башкатовы.
     - В Вашем творческом багаже - работа в "Омском Доме Моделей". Какую должность Вы занимали? Как часто выпускались ваши коллекции?
Сергей: Сначала занимал должность художника-модельера, потом был главным художественным руководителем. Выпускали, как правило, 2 коллекции в год.
Наталья: Традиционно это были коллекции "весна-лето" и "осень-зима".
Сергей: Мы определяли художественную политику крупного производственного объединения, куда входили Дом быта на Герцена, Дом моды на Масленникова, около шестидесяти ателье города плюс все районы области.
Наталья: У нас был демонстрационный зал, где 1-2 раза в неделю проходили показы. Для дизайнеров конец 80-х - начало 90-х были хорошими временами. Тогда, кроме объединения "Силуэт" еще существовала фабрика "Большевичка", которая специализировалась на верхней одежде и мужских костюмах.
     - У вас была своя методика в этом бизнесе?
Сергей: Она появилась в процессе поиска вариантов представления коллекций. Нужен был новый, свежий подход к подбору манекенщиц, нужна была новая современная пластика. Никаких модельных агентств в городе еще не существовало и мне надо было создать собственную методическую основу подготовки манекенщиц. Пришлось отсматривать километры пленки в режиме «rapid» с записями дефиле топ-моделей. Зато постепенно пришла разгадка тончайших секретов пластики. Нужно в каждой девушке найти то, что сделало бы ее похожей на модель. В этой теории целый  ряд  деталей: вся великая пластика построена на нюансах. К примеру, самую сложную ассортиментную группу – женское платье – могла хорошо показать только Линда Евангелиста, и мне удалось раскрыть пластические хитрости при тщательном покадровом просмотре ее знаменитых проходов. Еще одна деталь: на самом деле, совершенная модель – не та, что с параметрами 90-60-90, здесь имеют значения и другие показатели (длина бедра, пропорциональные соотношения длины спины и ног, и т.д.).
     - В чем отличия российских стандартов от европейских?
Сергей: Среди моделей на уровне европейских стандартов проводится жесткий отбор, у нас же, в России, по подиуму часто ходят модели с непонятным складом фигуры и периферийной пластикой. На европейский уровень можно выйти только с интеллектом. Поэтому лицом фирмы становятся такие модели, как Линда Евангелиста и Клаудия Шифер.
     - А как прокомментируете необычные данные Кейт Мосс и ее блестящую карьеру?
Сергей: Вообще, ее фотогеничные данные скрыты. Здесь нужно быть внимательным. Тот, кто ее заметил, знал наперед о ее грядущей популярности. Это только постороннему может казаться, что человек не подходит, а на самом деле его ждет звездная карьера. Не каждый сможет это увидеть.
     - Почему Вы решили сменить сферу деятельности и открыть собственную фирму?
Сергей: Сегодня, по крайней мере, в России, мастерство дизайнера-модельера уже не привлекает массы. Не для кого работать. Раньше держались на энтузиазме, а сейчас времена другие. К тому же, чтобы серьезно заниматься этим, нужно «раскрутить» имя. А это – большие денежные вложения.
     - Сейчас существует множество модных тенденций. Каковы все же главные?
Наталья: Сейчас представлена интерпретация 60 – 90-х годов с новой подачей формы (к примеру, объема). Усложняется текстура, оформление. Большее внимание привлекает все яркое, блестящее, оригинальное и, конечно же, ручная работа. Вообще, за модой нужно наблюдать «с улицы» - только тогда появляются какие-то неповторимые образы и решения.
     - Что делает модельера единственным в своем роде?
Наталья: Во-первых, я считаю, что дизайнер-модельер – это конструктор, технолог и художник в одном лице. Профессия достаточно креативная, и самое главное – это умение чувствовать форму. Раньше эскизы рисовали вручную, сейчас то же самое делают с помощью программ. Отсюда некая шаблонность, опора на уже существующее. Нет жизни в компьютерном рисунке. Поэтому, чтобы стать единственным в своем роде, нужно еще и постоянно совершенствоваться.

     Это всего лишь часть того, что мне посчастливилось узнать о дизайнерах-модельерах. Мифы профессии остаются лишь мифами, а реальность имеет совершенно иное  воплощение. А когда все же осознаешь «особость» профессии, становишься чуть ближе к веяниям изменчивой моды, к самому творчеству.

Снежанна Гриценко